Зарядные, пусковые и пуско-зарядные устройства
Естественный износ аккумулятора автомобиля ведет к потере его емкости. В результате водитель утром зимой может столкнуться с невозможностью запуска двигателя. Аналогичное касается и теплого времени года, когда оставленные включенными габариты либо свет в салоне ведут быстро к разряду батареи. В каждом из случаев на помощь водителю придет одно из следующих устройств:
- зарядное (ЗУ)
- пусковое (ПУ);
- пуско-зарядное (ПЗУ).
Особенности и разновидности зарядных устройств
Зарядное устройство предназначено для частичного восстановления уровня заряда в аккумуляторе и поддержания его на достаточном уровне во время длительного хранения, когда происходит естественная потеря. В зависимости от способа преобразования входного переменного тока он может быть трансформаторным и импульсным. У первого на вторичной обмотке находится выпрямитель, в основе которого находится регулятор с диодным мостом и резисторами, а отдача тока на АКБ идет через конденсатор. У вторых ЗУ используется импульсный диод, а на выходе стоит электролитический конденсатор, что дает несколько преимуществ по сравнению с трансформаторными аналогами:
- компактность;
- работа на более высокой частоте тока;
- более высокое качество зарядки.
Одновременно сложность импульсных зарядных устройств для аккумуляторов делает их более дорогими.
Кроме способа преобразования тока в постоянный с напряжением 12 или 24 вольта зарядные устройства отличаются между собой:
- способом установки силы тока для подзарядки (ручные, автоматические);
- наличие функции памяти для восстановления настроек параметров тока при потере внешнего электроснабжения;
- наличие функции десульфатирования, которая предотвращает образование слоя сульфатов на пластинах;
- функция быстрой зарядки с использованием повышенной силы тока.
Для удобства использования зарядные устройства оснащаются индикаторами режимов работы, регуляторами для изменения корректировок в параметры силы тока.
При выборе конкретной модели зарядного устройства для автомобиля учитывайте следующие моменты:
- уровень напряжения на вашей АКБ (для легковых автомобилей это 12 вольт);
- величина тока, которая должна составлять порядка 10% от номинального параметра вашей батареи (для АКБ 55 Ач это значение должно составлять, соответственно, 5,5 ампер или ниже);
- принцип зарядки, который может быть постоянным с одним уровнем тока, ступенчатым с постепенным снижением тока для предотвращения перезаряда;
- наличие функционала по восстановлению батареи и тестированию после начала работы, что предотвратит перегрев и полный набор емкости.
Особенности и разновидности пусковых устройств
Данное оборудование предназначено для запуска двигателя в случае, когда энергии от аккумулятора недостаточно. В зависимости от типа источника питания ПУ бывают автономными и сетевыми. Первые имеют в своем составе элемент питания, который заряжается от сети. Их можно использовать в любом месте для запуска двигателя, а подключение к клеммам батареи идет с помощью «крокодилов». У многих моделей есть специальная защита от неправильного подключения к полюсам. В этом случае на панели загорается специальная лампочка, которая говорит о неправильной полярности подключения.
Сетевые пусковые устройства подключаются непосредственно к сети, а внутри корпуса оборудования находится трансформатор, диодный мост и другие устройства для преобразования переменного тока в постоянный с напряжением в 12 или 24 вольта. Подобное устройство безопасно для штатного аккумулятора, так как тиристоры открываются для запуска только в случае, когда напряжение на выходе АКБ опускается ниже порогового значения. Часто подобные пусковые устройства имеют в составе амперметр, позволяющий контролировать реальные токи запуска аккумулятора.
Если в планах покупка пускового устройства для автомобиля, то при подборе конкретной модели учитывайте:
- напряжение вашей батареи (для легковых автомобилей она составляет 12 вольт, а на мотоциклах она обычно 6 вольт);
- емкость аккумулятора (для бытового применения достаточно этого параметра на уровне 15-25 Ач);
- величина пускового тока, которая зависит от типа двигателя и его объема (для бензиновых моторов объемом 2-4 литра и дизелей до 2 литров зимой пусковой ток должен составлять 500-550 ампер).
Дополнительно не помешает и специальный расширенный функционал при подборе модели пускового устройства. Речь об индикаторах для контроля зарядки, встроенной защите от перегрузки, перегрева, неправильного подключения и других возможностях.
Особенности и разновидности пуско-зарядных устройств
Данное оборудование совмещает в себе функционал первых двух видов, позволяя запустить двигатель при низком уровне заряда аккумулятора и зарядить последний при необходимости. Фактически, они могут выдавать как большие значения силы тока для прокручивания коленчатого вала двигателя, так и небольшие для зарядки в течение длительного промежутка времени.
Большинство ПЗУ имеют достаточно большие габариты и оснащаются колесами, поэтому обычно их можно увидеть на СТО, в таксопарках, транспортных компаниях.
Рекомендуем почитать
- Отрезные станки - выбор
- Станок горизонтальный консольно-фрезерный НГФ-110-Ш4 - информация
- Ножовочные отрезные станки
- Специализированные станки для заточки зенкеров, сверл, метчиков - информация
- Насосы для СОЖ
- Устройство токарного станка
- Токарные станки
- Пылеулавливающие агрегаты для абразивной и металлической пыли
- Станки токарные настольные ТВ-7М, ТВ-9
- Станок точильно-шлифовальный настольный ЗСВ-20 - описание